Вентиляция в подвале и погребе гаража: устройство и особенности

Поскольку смотровая яма и погреб, обычно, находятся под самим гаражом, особое место в этом вопросе занимает как вентиляция в погребе гаража, так и вентиляция смотровой ямы. Ведь испарения и конденсат могут легко испортить автомобиль, если воздухообмен будет построен неправильно.

Для чего нужна вентиляция гаража и подвала в нем

Список задач, которые решает сеть воздухообмена, широк. Монтаж вентиляции в гараже поможет:

  1. Удалить из пространства влагу. Она попадает в помещение на кузове и деталях авто, оседает конденсатом в период таяния снега и пр.
  2. Удалить выхлопные газы, другие химические соединения.
  3. Обеспечить комфортный температурный режим, очистить воздух от механических и органических загрязнений.

Система воздухообмена необходима для проведения ремонтных работ с применением ЛКМ и едких веществ. Благодаря налаженной сети не придется открывать двери зимой – вся отработка вытянется через воздуховоды.

Важно! Если в гараже хранятся вещи, продукты питания, они провоцируют скопление вредных газов. Без вентиляции в погребе или яме человек может задохнуться.

Виды систем воздухообмена

Основные задачи можно сформулировать так:

  • защита материалов внутренних конструкций подполья от грибков и плесени;
  • заданный температурный режим для хранения продуктов;
  • предотвращение агрессивного воздействия влаги на металлические поверхности в гараже, мастерской, техническом помещении;
  • препятствие скоплению вредных газов природного и техногенного характера (углекислота, тяжелые испарения химикатов и ГСМ, радон);
  • обеспечение здорового микроклимата для людей в бытовых комнатах (спортзал, бильярдная, дегустационная при винном погребке).

Рассчитываться по характеристикам правильная вытяжка начинает с площади подвала. Для подполья не более 5 м² будет достаточно сделать продухи Ø100-150 мм в противоположных стенках фундамента. Воздухообмен дает результат только в комплексе с правильно выполненной гидроизоляцией и дренажем грунтовых вод. При наличии отопления значительным фактором становится прокладка теплоизоляционного слоя в конструкции цоколя.

1. Естественная вентиляция подвала.

В этом случае воздухообмен происходит по принципу конвективного движения газообразных масс. Согласно назначению помещения обустраивается вытяжка своими руками с заданной производительностью. Например, по СНиП РФ в гараж должен поступать свежий воздух со скоростью 180 л/ч. Зарубежными нормами предусматривается приток не меньше 360 л. Для подвала сложной планировки лучше воспользоваться услугами профессиональных проектировщиков. Пользуясь упрощенной методикой расчета (на 1 м² нужно 26 см² сечения) выбирают трубы подходящего Ø и количества.

Если в подполье могут проникать газы или пары тяжелее воздуха (например, погребок сделан под гаражом), нужно устраивать вентиляцию нагнетающего типа, чтобы обеспечить гарантированное удаление таких скоплений. Для строительства подвалов в радоноопасных районах применяют специальные методики расчета.

2. Принудительная.

Поддерживать заданные параметры микроклимата подполья в течение всего годового цикла независимо от погоды помогает организованная система, в которой скорость потока задается вентилятором и регулировочными шиберами. В ответственных помещениях подвала (деревянная облицовка, мебель, винный погребок) их оснащают автоматикой срабатывания и датчиками температуры, влажности. Сечение трубы делают, исходя из рекомендаций производителя оборудования (просвет, минимальная длина плеча углового элемента, круг или квадрат).

Способы организации воздухообмена

Есть работающие схемы:

  • Принудительная.
  • Естественная.

В первом случае делается два канала. Первый выполняет роль притока, второй – оттока. Чтобы воздухообмен был еще более усиленный, дополнительно устанавливается вентилятор. Здесь существует важный нюанс: зимой при минусовой температуре воздуховод может забиваться инеем. Чтобы этого не допустить, трубы в обязательном порядке утепляются.

Важно! Проживая в местности, где лето и зима занимает по половине года, такой способ гораздо эффективнее. Без резких скачков температуры воздуха естественная схема неэффективна.

Естественная система не требует вентиляторов в погребе. Делается вытяжка и приток посредством одной трубы с двумя отсеками. Циркуляция осуществляется за счет разницы температуры. Если гараж слишком большой, то данный принцип малоэффективный. Для верхнего и нижнего этажа нужна индивидуальная вытяжка, в противном случае помещение проветриваться не будет.

Обустройство естественной вентиляции

Предварительно делаются необходимые расчеты и чертеж. Если площадь сравнительно небольшая, тогда устанавливаются две трубы в противоположных углах. За счет этого будет организована вытяжка отработанных воздушных масс. Одна монтируется на высоте от пола на расстоянии 1,5 метра, она будет использоваться для притока. Вытяжка воздуха осуществляется с противоположной стороны от потолка на 300 мм. Особых требований по выбору материала нет, для вентиляции погреба идеально подойдет пластик. Поливинилхлорид не подвергается коррозии и отлично справляется с перепадами температур.

Читайте также:  Замена воздушного фильтра: пошаговая инструкция

Инструкция:

  • Первый воздуховод размещается на высоте от пола 2000 мм (где-то под потолком), а вторая часть выходит наружу и выше крыши гаража на 500 мм.
  • Этот канал следует утеплить, чтобы исключить образование наледи при минусовой температуре.
  • С противоположной стороны нужно так же поставить трубу для притока свежего воздуха, она должна выходить наружу.
  • После этого монтируется защитная решетка или металлическая сетка.
  • Устанавливаются заслонки. Это очень эффективно в период, когда приток свежего воздуха необходим в небольших дозах.

Как сделать принудительную вентиляцию?

В этом случае вытяжка в погребе будет работать независимо от погодных условий на улице или внутри. Бывает так, что в летнее время года безветренная погода и в подвале температура ниже, чем снаружи. Эта проблема устраняется, если на вытяжку поставить вентилятор.

Необходимо тщательно продумать, в каком месте лучше установить вентилятор. В подполье его монтаж запрещен, по причине шумности в процессе работы не рекомендуется располагать внутри гаража. Есть два способа:

  • Размещение на входной трубе. Это то место, где происходит забор воздушных масс. Дополнительно защищается от попадания насекомых при помощи москитной сетки. В зимнее время следует контролировать, чтобы внутрь не попал снег, так как это отверстие находится сравнительно низко.
  • Канальный вентилятор.

Также осуществляется монтаж вытяжной и входной трубы. Первая должна быть около земли в погребе, а вторая – возле потолка и выходить на крышу гаража. Последующее устройство выглядит так:

  • Происходит установка вентилятора внутрь вент-канала.
  • Чтобы подключить этот электрический прибор, подводится питающий кабель. Для его управления хорошо поставить тумблер на включение/выключение.
  • Снаружи обязательно закрывается защитной сеткой и козырьком для предотвращения попадания осадков.

Как быть, если существует естественный воздухообмен? В таком случае необходимо переоборудование системы. Особенно эти меры оправданы, когда:

  • образуется большой объем конденсата;
  • обнаружен грибок или плесень;
  • спертый воздух.

Исправить данное положение можно несколькими способами:

  • Увеличить диаметр: если подполье имеет площадь не больше 12 м2, то на вытяжку следует установить канал сечением 120–150 мм.
  • Нарастить трубу, выходящую на улицу. Это увеличит скорость обмена воздушных масс. Также размещается дефлектор для поднятия тяги.
  • В погребе или гараже сделать дополнительные приточные или вытяжные каналы, после этого нужно понаблюдать за изменениями.
  • В трубу разместить вентилятор. За счет этого организуется принудительная циркуляция.

Самый дешевый и требующий наименьших трудозатрат – последний метод. Первые три подразумевают серьезные работы и финансовые вливания. Реализовать поставленную задачу можно таким образом:

  • К выбранному месту осуществляется подводка электрического кабеля.
  • Удаляется декоративная и защитная решетка.
  • Монтируется вентилятор.
  • Обратная установка решетки.
  • Подключение электрического вентилятора.

Чаще всего этот агрегат достаточно разместить на вытяжной трубе. Если это не помогло, на входной канал размещается второй. Для достижения максимального результата рекомендуется приобрести центробежное устройство. Учитывая высокий уровень его шума, монтаж осуществляется снаружи помещения. В конце всех работ необходимо проверить тягу, поднеся зажженную спичку.

Зачем нужна вентиляция?

Продуманная и корректно выполненная вентиляция в гараже с подвалом помогает решать целый ряд проблем:

  • Устраняет всю влагу, образующуюся в результате заезда автомобиля в гараж с остатками снега или дождя на корпусе или днище;
  • Вытягивает из подвала вредные вещества и испарения, являющиеся продуктом деятельности авто;
  • Препятствует возникновению конденсата на стенах погреба или частях автомобиля, который в последствие и приводит к его поломке;
  • Защищает от образования ржавчины и коррозии металла вещи и инструменты, хранящиеся в подвале и гараже;
  • Обеспечивает необходимый микроклимат для длительного хранения овощей и зерновых.

Зачем нужна вентиляция в смотровой яме

В гаражном помещении вентиляция необходима. Только она может обеспечить своевременное устранение излишков влаги. Даже при идеально выполненной гидроизоляции в гараже может стать сыро. И в первую очередь так происходит, когда на улице идет дождь или снег. Ведь автомобиль заезжает в гаражное помещение мокрый. И такая проблема сразу же решается при хорошей вентиляции: излишняя влага просто испаряется и выносится потоком воздуха через вытяжную трубу.

Читайте также:  Вентиляция в ванной комнате и туалете: как сделать правильно

Если это не гарантировать, чрезмерная влажность способна создать два важнейших фактора риска: для гаражного помещения и непосредственно для машины. Конструкция строения начинает разрушаться из-за развития плесени, грибка. Автомобилю же страшна коррозия металла, которая также возникает вследствие сырости.

Казалось бы, сухо должно быть только в гараже, ведь машина стоит не в смотровой яме, а над ней. Но на самом деле из ямы влажный воздух будет расходиться по всему помещению в соответствии с принципом сообщающихся сосудов. Кроме того, сама яма тоже должна быть в хорошем состоянии. Оттуда необходимо устранять испарения химикатов, запахи. Воздух там должен быть свежим, ведь в яме долгое время находится автолюбитель, когда работает с машиной.

Зачем нужна вентиляция в смотровой яме
Зачем нужна вентиляция в смотровой яме

Зачем нужна вентиляция в смотровой яме
Зачем нужна вентиляция в смотровой яме

Строительство вентиляции «гаражного» подвала – обзор процесса

Сооружение вентиляции начинается с расчета сечения приточного и вытяжного канала.

При этом с учетом естественной скорости воздухообмена – 1м/час – и потребности в поступлении не менее 3 м3 свежего воздуха на каждый квадратный метр площади вентилируемого помещения, габариты сечения приточных и вытяжных каналов следует вычислять по пропорции 26 квадратных сантиметров на каждый метр площади пола подвала.

То есть, при площади подвала 10 м2, сечение и приточного и вытяжного канала должно равняться 260 см2, что соответствует трубе диаметром 91 миллиметр. Ну а на подвал площадью 20 «квадратов» стоит оборудовать двумя приточными и вытяжными каналами таких габаритов.

Ну а само строительство реализуется следующим образом:

В завершение необходимо отметить, что присутствие на верхнем торце дефлектора или флюгарки улучшает тягу в вытяжной трубе. Поэтому эту деталь нужно установить на верхний срез вытяжного воздуховода в обязательном порядке.

Искусственная или принудительная вентиляция

Принудительная вентиляция

Такая вентиляционная система создается с помощью специальных устройств. Как правило, применяются электрические вентиляторы. Но есть варианты обеспечения благоприятных условий в погребе с применением поворотного диффузора-флюгера. Он способен использовать с пользой силу ветра.

Изменений в конструкции системы почти нет. Также обязательно должна быть вытяжная и приточная труба. Если у владельца гаражного помещения есть достаточные материальные средства, то можно установить двухскоростной вентилятор. Этот современный прибор оснащен датчиками, которые контролируют температурный режим и уровень загазованности. Если уровень выхлопных газов превышает допустимую норму, то вентилятор переходит в режим большей скорости. Правда, такая система имеет существенный недостаток – высокая стоимость, но она компенсируется качеством вентиляции.

Владелец гаража должен сам определить, какую вентиляционную систему ему самому сделать по силам и средствам. Дело в том, что на первый взгляд ничего сложного в монтаже вентиляционной системы нет. Однако выполнение такого объема работы собственными руками довольно сложный и кропотливый процесс.

Обратите внимание! Рассчитывать на хорошую работу вентиляции можно только в том случае, если все работы сделаны правильно.

Прежде чем приступить к монтажу системы вентиляции, нужно составить ориентировочный план, и соответствующую смету.

Маленькие хитрости

Заставить воздух двигаться по системе можно, установив на крыше своего гаража флюгер — поворотный диффузор. Вращаясь под действием ветра, он заставит систему работать. Такая вентиляция гаража с подвалом позволит сэкономить электричество и не переживать, что может случиться короткое замыкание. Умельцы, не боящиеся тока, которым нет охоты возиться с установкой вентилятора, ставят внутрь вытяжки обычную электрическую лампочку накаливания небольшой мощности. Работая, она выделяет тепло. Оно поднимается по трубе вверх, заставляя воздух гаража с подвалом двигаться.

Расположение входного и выходного канала вентиляции

Маленькие хитрости

Много вопросов у новичков вызывает вентиляция погреба зимой. Их опасения насчет мороза окажутся напрасными, если поставить в систему заслонки. Регулируя движение воздуха, можно защитить содержимое подвала гаража от переохлаждения.

Читайте также:  Виды дверных защёлок и особенности их установки

Принудительная вентиляция подвала в гараже тоже может быть создана при помощи специального вентилятора-моноблока. Он хорош тем, что его работу можно регулировать. Но стоит такое устройство довольно дорого. Как видим, устройство вентиляции гаража с подвалом по силам каждому.

Заключение

Наличие вентиляции в гараже – это не пожелание, а требование. И дело не только в заботе о своем автомобиле, но и о собственной безопасности. Мы рассмотрели, почему именно нужна вентиляция в гараже. Все доводы логичны и понятны. Самый простой тип вентилирования – это естественная вентиляция. Это самый простой способ проветривать гараж, обеспечивая комфортные условия внутри. Работать при наличии свежего воздуха куда приятней. Поэтому не стоит затягивать с этой работой, собрать все силы, закупить материалы и выполнить работу своими руками. Тем более что есть инструкция, как это сделать.

Рекомендуемые записи

Водяное отопление дома

Печки буржуйки на дровах для дачи

Усилитель тяги дымохода своими руками

Чугунные печи для бани

Электрический котел для отопления дома

Установка инфракрасного обогревателя

Расчет объема вентиляционного воздуха и сечения каналов

Подавляющее большинство автомобилистов не озабочивается расчетами – изучил схемы в интернете, посмотрел видео и смонтировал воздухопроводы из труб внутридомовой канализации Ø100 мм. Если вы хотите вникнуть глубже и рассчитать параметры гаражной вентсистемы, предлагаем ознакомиться с требованиями нормативных документов:

  1. Воздухообмен внутри боксов регламентируется региональным документом МГСН «Стоянки для легковых автомобилей». Пункт гласит: минимальный расход воздуха на 1 машину принимается равным 150 м³/ч либо предусматривается двукратное обновление воздушной среды.
  2. Ведомственные нормы ВСН 01-89 выдвигают следующее требование к смотровым приямкам: кратность вытяжки из канавы должна составлять 10.
  3. Нормы воздухообмена для хранения овощей прописаны в п. 8. 1. 4 документа НТП-АПК Объем притока и вытяжки равен 3.5 м³/ч на каждые 100 кг картофеля и 7.5 м³/ч на 100 кг других овощей.

Справка. Число кратности воздухообмена показывает, сколько раз в течение 1 часа приток обновляет воздушную среду в объеме бокса.

Расчет объема вентиляционного воздуха и сечения каналов

Ход вычислений проще всего показать на примере гаража, представленного выше на чертежах. Предварительно определяем внутренний объем помещения – 95 м³, канавы (6.6 м³) и погреба (12 м³). Дальнейший расчет выполняется так:

  1. Согласно МГСН умножаем величину объема бокса на кратность 2, получаем расход воздуха 95 х 2 = 190 м³/ч. Цифра удовлетворяет минимальным требованиям на 1 машину 150 м³/ч.
  2. Кратность обмена в яме принимается 10, количество воздуха – 6.6 х 10 = 66 м³/ч.
  3. Предположим, в подвале хранится 400 кг картофеля и 200 кг других овощей. Считаем расход вентиляционного воздуха: 3.5 х 4 + 7.5 х 2 = 29 м³/ч.

Замечание. Десятикратный обмен в канаве нужно закладывать при постоянном ведении ремонтных работ снизу автомобиля (как на автосервисе). В обычных условиях хватит двукратного обновления воздушной среды: 6.6 х 2 = 13.2 м³/ч.

Зная расходы в каждом отсеке гаража, нетрудно выяснить сечение воздуховодов притока и вытяжки по формуле:

  • F – сечение канала в метрах квадратных;
  • L – объем притока (расход), м³/ч;
  • ʋ — скорость воздушного потока в трубах и решетках, при естественной вытяжке рекомендуется взять 1 м/с.

Для обычного гаража, где канава используется периодически, включаем в расчет минимальные расходы 150 и 13.2 м³/ч. Суммируем эти значения и определяем сечение вентканала: F = 163.2 / 3600 х 1 = м². Пользуясь формулой площади круга, выясняем диаметр воздухопровода – 240 мм. С небольшой натяжкой допускается применение двух пластиковых труб Ø150 мм.

Расчет объема вентиляционного воздуха и сечения каналов

Пример: решетка размерами 230 х 230 занимает кв. м., а ее живое сечение составляет всего квадрата

Цифра м² также показывает требуемое проходное (живое) сечение приточной решетки, которое меньше реальных размеров изделия примерно на 50%. Значит, берем площадь поперечника х 2 = м² и путем подбора выясняем размеры – 0.3 х 0.3 м или 300 х 300 мм. Такая решетка великовата, лучше сделать в стене 2 проема и поставить две сетки габаритами не меньше 150 х 300 мм.

Размер подвальных воздухопроводов считается аналогичным образом: F = 29 / 3600 х 1 = м². Диаметр трубы выйдет 0.1 м или 100 мм. О нюансах монтажа вентиляции в гараже и проходе трубы сквозь перекрытие смотрите в видеосюжете: